воскресенье, 6 июня 2010 г.

Продолжая читать Стругацких

После прошлой заметки я прочитал ещё несколько романов и повестей братьев Стругацких. Опишу впечатления.

Град обреченный

Действие романа происходит в единственном обитаемом городе непонятного мира, ограниченного со всех сторон многокилометровой высоты стенами или не меньшей глубины отвесными обрывами. Солнце над городом не встаёт и садится, а включается и выключается. В городе живут люди разных национальностей, которые на Земле жили примерно во второй половине двадцатого века. Все эти люди непонятно каким образом легко понимают друг друга, хотя каждый из них думает, что все вокруг говорят на его собственном родном языке: русский разговаривает с окружающими на русском, немец - думает что все вокруг говорят на немецком и т.д.

Все эти люди попали в этот город, согласившись на некий Эксперимент. В чём заключается суть эксперимента - объявлено не было. Время от времени в городе происходят различные непонятные вещи, люди в городе законодательно обязаны периодически менять работу.

Когда я приступил к чтению, мне вспомнилась книга Святослава Логинова "Многорукий бог далайна", которую я читал лет семь назад. Почему она мне вспомнилась? Действие обеих книг происходит в ограниченных стенками мирах, существующих в некоем "сферическом вакууме", то есть - не понятно где, то ли в воображении автора, то ли в другом измерении, то ли в моделируемой компьютером виртуальной реальности.

Однако, не смотря на всю бредовость мира, в нём живут вполне себе настоящие люди, каждый - со своим характером, своими жизненными стереотипами. Каждый из них пытается вписать происходящее вокруг в узкие рамки своего мышления, переделать окружающую действительность в привычное для каждого из них состояние. Можно сказать, что город этот является микроминиатюрой Земли. Бывший немецкий фашист стремится навести в городе порядок, укрепить боевую мощь, ожидая нападения неизвестных сил извне города. Бывший русский солдат по инерции продолжает думать, что в рамках Эксперимента строится новый, коммунистический рай. Еврея Изю не интересует построение нового порядка - ему просто интересно жить, изучать окружающий мир. В трудные, переломные моменты жизни человека, к нему может явиться Наставник, который поддержит, подбодрит и опять исчезнет.

Что же это за мир? На протяжении книги высказываются самые разные предположения. Возможно весь их мир представляет собой огромный аквариум, в котором высшие существа изучают людей. Возможно этот мир является одним из кругов Ада, который невозможно покинуть, а можно лишь перейти на следующий круг. Главные действующие лица разными путями приходят к власти и организуют экспедицию вовне города, в надежде выяснить форму поверхности их мира, примерные размеры мира, наличие потенциальных врагов и т.д. Из экспедиции в живых остаются два человека, которые находят райский город, но не остаются в нём, а продолжают странствия. В конце концов они найдут выход из этого мира, но вот куда же он приведёт - остаётся по-прежнему не ясным.

Книга хороша прежде всего не своим оригинальным миром, а внимательным изучением сути человека: о чём думает, чем он живёт, каков смысл его жизни. Абсурдность происходящего подталкивает людей к тому, чтобы задуматься об этом самим. Но задумываются далеко не все. Людям страшно задавать себе такие вопросы, они часто предпочитают жить не думая, предпочитают создать для себя привычный уклад жизни и жить им. А что если жизнь в этом мире бесконечна? Скоро ли тебе это надоест, в какой момент ты почувствуешь себя в аду? Прожив тысячу лет, десять тысяч? Видимо для того, чтобы начать задумываться, нужно как следует устать от однообразия и абсурда. Но стоит ли понимать это? Ведь впереди тебя всё равно ждут бесконечные скитания и всё тот же неизбежный абсурд! Кто прав, кто мудрее? Тот, кто думает о смысле жизни или всё-таки тот, кто пытается жить привычными истинами?

Отягощённые злом, или сорок лет спустя

Этот роман состоит из двух параллельных сюжетных линий, связь между которыми становится видна только ближе к концу. Видна явная аналогия между этим романом и романом Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Действие романа Михаила Булгакова происходит в Москве первой половины двадцатого века. Действие романа Стругацких происходит в провинциальном городке Ташлы. Часть романа происходит во второй половине двадцатого века, часть - в первой половине двадцать первого. В буглаковском романе в Москву приезжает сатана, а в романе Стругацких в Ташлы приезжает демиург со своим верным помощником. Демиург этот возможно является одним из воплощений христианского господа бога, а точнее христианский бог - является одним из воплощений демиурга. Возможно демиург ранее воплощался в образе Иисуса Христа, а помощник его был апостолом Иоанном. Спустя два тысячелетия демиург воплощается совсем в другом, наводящем ужас, образе.

Итак, демиург снова воплотился на Земле. На сей раз его цель - найти людей, желающих изменить человеческое общество. Люди приносят ему свои проекты преобразования человечества, а демиург... не спешит помогать этим людям. В его съёмной квартире поселяются несколько таких людей, каждый из которых располагает своим проектом преобразования человечества. Что они так долго делают в его квартире - не понятно. Может быть демиург не доволен ими и заставляет людей дорабатывать свои проекты? Параллельно происходит другое действо: бывший апостол Иоанн, прожив долгую жизнь, занялся коллекционированием. Необычен предмет его коллекционирования - он выкупает у людей их души.

И вот однажды к демиургу приходит провинциальный учитель, на чём одна из линий повествования прерывается.

Вторая линия повествования рассказывает уже о жизни этого учителя после встречи с демиургом. Видимо провинциальный учитель пожелал достичь совершенства в педагогике или же стал основателем нового учения. Тем или иным образом, в городе появилось движение Флора - движение молодых людей, исповедующих возврат к природе.

Однако, там где новое соседствует со старым, неизбежен конфликт. Старое, обладая численным превосходством, побеждает, угнетает новое, в результате чего всё возвращается на круги своя. Видимо общество не может развиваться скачками, он должно развиваться постепенно, так чтобы новое не вступало в конфликт со старым, а было лишь немногим выше его. Когда старое отомрёт само собой, свершится один небольшой виток развития и уже то, что было новым, становится старым и в свою очередь должно уступить свою дорогу очередному новому.

Экспедиция в преисподнюю

Сказка авторства Аркадия Стругацкого для детей не понятной возрастной категории. Может быть именно в таком возрасте прививается любовь к научной фантастике? Я думаю, что сказка выглядела бы просто неотразимо в виде мультфильма вроде Тайны третьей планеты. Но мультфильма нет, а читать, к сожалению, не интересно.

Единственное, чем можно похвастаться после прочтения книги, так это тем, что я научился без запинки произносить имя шпиона, носимого с собой - "Ятуркенженсинхирв" :)

Повесть о дружбе и недружбе

Предновогодний сон заболевшего ангиной школьника. Добрый рассказ о дружбе. Прочитать вечерком от нечего делать - самое то.

Гадкие лебеди

Ещё одна попытка описать момент перехода от общества старой формации к новой.

Некий писатель Виктор Банев приезжает в родной город и обнаруживает, что в городе уже много лет не прекращаясь идёт дождь. В городе построен лепрозорий для генетически больных. У больных появляются тёмные круги вокруг глаз, из-за чего их болезни иногда называют очковой, на коже появляются синяки, опухлости и даже волдыри. Больных в городе называют мокрецами - они прекрасно чувствуют себя в местном климате.

Лепрозорий обнесён забором, колючей проволокой, его охраняют солдаты. Внутрь территории лепрозория не пускают никого, кроме мокрецов и детей. Дети, общающиеся с мокрецами, становятся не то вундеркиндами, не то просто акселератами - в свои небольшие годы они рассуждают подчас лучше взрослых.

Местное правительство мягко говоря недолюбливает мокрецов. Хотя, не только правительство их недолюбливает, а и большинство местного населения. Местное движение золоторубашечников (читай - очередных фашистов) притесняет мокрецов, а власти закрывают на это глаза.

В книге великолепно описывается контраст между новым обществом и старым. Старое общество - общество, элитой которого являются алкаши, развратники, бездельники, фашисты. Новое общество - общество равных, оно монолитно, не может жить без чтения, его цели - воспитание нового человека, изучение природы, разумное её использование.

Между старым и новым обществом разрывается писатель Банев. С одной стороны он понимает, что не может стать частью нового общества, а с другой - не может оставаться частью прежнего. Для него страшнее всего - самому стать не нужным.

В конце книги Банев направляется в новый, преобразившийся город, чтобы посмотреть на него, а затем вернуться к своей прежней жизни, которая хоть и противна ему, но понятна и привычна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий