пятница, 8 июля 2011 г.

Дизельпанк

По роду деятельности мне приходится работать с компьютерами. В наше время компьютер всё реже является самостоятельным устройством и всё чаще включается в состав какого-либо другого устройства, зачастую даже подменяя собой его первоначальную основу. Мобильные телефоны, музыкальные плееры, телевизоры, музыкальные центры, видеоплееры, стиральные машины, автомобили - во всём есть компьютер, хотя бы очень маленький и специализированный. Как и старшим братьям, этим компьютерам часто свойственен тот же недостаток - зависания и ошибки в программах.

Несмотря на то, что программирование существует уже больше полувека, до сих пор создать качественную программу, которая бы не сбоила и не подвешивала компьютер, оказывается очень сложно. Я недолюбливаю многих программистов, несмотря на то, что сам тоже успел им побывать. Они избалованы законом Мура. Лейтмотив деятельности большинства из них - впихнуть в устройство как можно больше функций, сделать программу как можно красивее. При этом надёжность программы отодвигается на задний план. Мне не приходит на ум ни одна технология программирования, главный акцент в которой делался бы на надёжность. Чаще это бывает либо высокая производительность (C/C++), либо удобство и скорость разработки программ (Java, Python). Если на офисном компьютере это ещё может быть допустимо, то в автомобильном компьютере или в компьютере управляющем самолётом это может быть опасно для жизни.

Поэтому я недолюбливаю многие вещи, содержащие в себе навороченные компьютеры с красивым интерфейсом. Раньше люди управляли автомобилем или самолётом через механическую передачу, а всю необходимую информацию для управления получали на панели с круглыми стрелочными циферблатами. Человек был настоящим хозяином машины.

Сейчас же в автомобиле или самолёте с компьютером человек становится потребителем, который в случае сбоя не может ни разобраться, что же случилось, ни предпринять каких-то действий. Где-то в автомобиле произошёл какой-то сбой, который программисты посчитали критическим. Автомобиль встаёт как вкопанный на трассе между двух городов и всё, что остаётся потребителю - это вызывать эвакуатор. Что случилось - никто не знает, компьютер пишет, что нужно обратиться в сервисный центр. Хотя неисправность может быть не столь критической - низкий уровень масла, отказ стояночного тормоза и т.п.

Компьютеры даже часто программируются таким образом, чтобы обманывать потребителя, заботясь о его безопасности. Это смешно! Человек едет, сверяя скорость со спидометром, но спидометр показывает скорость больше, чем на самом деле. А если мне нужно доехать из пункта А в пункт Б за определённое время и я рассчитал с какой скоростью мне нужно ехать? Я же не успею! Машина, не зная моих целей и приоритетов, решает за меня, как мне нужно ехать. А если мне нужно довезти до больницы истекающего кровью человека?

Сразу испытываешь ностальгию по тем временам, когда управляться с машинами было сложнее, но зато человек был хозяином и самому себе и машине.

Страшные кадры, уже успевшая надоесть музыка, но какие это были сильные, смелые (и опасные) люди!

Самолёты, управляемые механическими педалями и рычагами, круглые циферблаты. Пулемёты, наводящиеся стрелками вручную. Люди в кожаных куртках, в касках, в очках-консервах и с кислородной маской, готовые самостоятельно выпрыгнуть с парашютом (а не выстрелиться из кабины вместе с креслом). И никаких компьютеров.

Или вот, самолёт-ракета X-15, установивший рекорды высоты и скорости полёта: более 100 километров и 6,75 Маха:

В кабине пилота не было экранов компьютеров, управление самолётом-ракетой - ручное.

Где всё это теперь? Сейчас главный упор делается на беспилотные летательные аппараты, на средства обнаружения врага, сокрытия от врага, системы свой-чужой, самонаведение, ложные цели и т.д. Человек перестал быть центральным звеном всей системы, её повелителем и хозяином. Теперь он просто задаёт цели, но за результат отвечает уже в значительно меньшей мере...

Я думаю понятно, что фантастический жанр дизельпанк был обречён на то, чтобы его кто-нибудь изобрёл. Рано или поздно кто-нибудь должен был прочувствовать романтику мира, в котором нет мощных и компактных компьютеров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий