воскресенье, 17 февраля 2019 г.

Владимир Ильич Ленин. Государство и революция


В этой работе Ленин рассматривает взгляды Маркса, Энгельса и большевистской партии на государство.

Государство, в понимании коммунистов, является инструментом подавления эксплуатирующим меньшинством эксплуатируемого большинства. Государство не является чем-то совершенно необходимым для человеческого общества и само наличие государства является неоспоримым свидетельством того, что меньшинство диктует свою волю большинству. В период первобытного коммунизма необходимости в государстве не было, т.к. внутри первобытных родоплеменных общин все были родственниками, не было деления на классы и поэтому не было необходимости в подавлении одного класса другим. Такая необходимость появилась в рабовладельческом обществе, где меньшинство эксплуататоров рабовладельцев диктовало свою волю большинству эксплуатируемых рабов. Такая необходимость сохранилась в феодальном обществе, где меньшинство эксплуатирующих помещиков диктовало свою волю большинству эксплуатируемых крестьян. Такая необходимость прослеживается в буржуазном обществе, где меньшинство эксплуатирующих капиталистов диктует свою волю большинству эксплуатируемых пролетариев. Развитие производительных сил в буржуазном обществе, однако, сделало возможным обеспечить в изобилии продукцией всё общество и избавиться от необходимости в подавлении эксплуатируемого большинства эксплуатирующим меньшинством. Но капиталистическое устройство общества не даёт реализовать эту возможность, и поэтому коммунизм выступает за уничтожение государства.

По коммунистическим представления, буржуазия добровольно не отдаст власть рабочим, а поэтому для взятия власти необходима пролетарская революция. Однако, коммунисты не столь наивны, чтобы после революции немедленно упразднить государство. Таких наивных представлений придерживаются анархисты. Коммунисты же, добившись власти, заменят буржуазное государство пролетарским, в котором господствующим классом должен стать пролетариат, а подавляемым классом - буржуазия. Использовать прежнюю бюрократическую и военную структуры для реализации власти пролетариев будет невозможно, т.к. люди, служившие прежней власти, не смогут добросовестно осуществлять диктатуру пролетариата - им будут в этом мешать их прежние представления, налаженные личные связи, сложившиеся интересы. Поэтому первым делом будет уничтожено буржуазное государство, а на его месте будет образовано пролетарское государство.

Почему же коммунисты не отменят государство, хотя выступают за его уничтожение, а уничтожив буржуазное государство, заменят его государством пролетарским? Дело в том, что у коммунизма есть две фазы развития. На первой фазе коммунизма будет проводиться принцип равного вознаграждения по труду: "От каждого — по способностям, каждому — по труду." Этот принцип, однако, не является в полной мере справедливым, т.к. у разных членов общества могут быть разные потребности. Первая фаза коммунизма, следовательно, ещё несёт в себе отпечаток прежнего буржуазного общества. Для равного распределения требуется учёт и контроль, который и должен осуществляться коммунистическим государством.

По мере развития коммунизма, функции учёта и контроля во всё более полной мере будут выполняться самими трудящимися, так что необходимость в специальных должностях, занимающихся только лишь учётом и контролем, постепенно будет пропадать. Кроме того, по мере развития сознательности трудящихся, должно всё меньше оставляться людей, эгоистически использующих общественные фонды потребления и всё больше должно становиться людей, добросовестно пополняющих эти общественные фонды. Стало быть, по мере развития коммунизма пропадёт необходимость вести учёт и контроль даже силами самих трудящихся и наступит высшая фаза коммунизма, при которой распределение будет осуществляться уже по принципу "От каждого по способностям, каждому по потребностям".

Не стоит, однако, путать потребности с капризами или прихотями. Больному человеку требуется лечение - это объективная потребность. Каждому человеку требуется жильё - это объективная потребность. Детям требуется образование - это объективная потребность. Коммунистическое общество стремится воспитать своих членов таким образом, чтобы они старались больше вкладывать в общественные фонды своего труда, но брать из них только сообразно объективным потребностям. Учёт и контроль перестанут быть необходимостью только в таком обществе, каждый член которого ведёт себя сознательно и не возьмёт из общих фондов лишнего, где каждый будет контролировать себя самого и своих окружающих. И это не нечто вовсе невозможное, ведь в современном обществе люди не так часто устраивают драки, а при их возникновении окружающее большинство способно самостоятельно разнять подравшихся. Точно так же и в коммунистическом обществе будущего окружающие смогут пристыдить эгоиста, а то и силой вернуть в общественный фонд взятое сверх действительно необходимого.

Маркс не считает высшую фазу коммунизма достижимой в обозримой перспективе, это скорее направление развития коммунизма, а не какая-то осязаемая цель. Таким образом, коммунистическое государство имеет место только на первой фазе коммунизма и несёт ещё в себе отпечаток буржуазного способа распределения, и только лишь поэтому может называться государством. По мере развития и продвижению к высшей фазе, оно будет во всё более полной мере утрачивать признаки буржуазности, а стало быть всё меньше оснований будет и для того, чтобы называть его государством. Государство, таким образом, по мере развития коммунизма будет отмирать само.

Из обсуждения о том, что будет представлять собой коммунистическое государство, вырисовывается примерно следующая картина:
  • В коммунистическом обществе не будет бюрократии, на смену бюрократам придут общественные деятели. Законы будут упрощены настолько, что выполнять функции общественного деятеля сможет любой член общества. Должность общественного деятеля должна стать сменяемой и выборной, так что люди, выбравшие гражданина на должность, смогут в любой момент отозвать его. Работа общественного деятеля должна оплачиваться в таком же размере, как работа пролетария. Все эти меры должны исключить возможность подкупа должностных лиц и сделать сами эти должности не столь привлекательными для карьеристов.
  • Для максимального упрощения законов устройство общины должно быть унитарным, а не федеративным. В федеративных республиках имеются отдельные части, использующие собственные законы. Чтобы упростить выполнение законов рядовыми гражданами, нужно чтобы закон был един во всей республике.
  • В коммунистическом обществе не будет армии, т.к. её функции будет выполнять народное ополчение. Кстати, именно для недопущения революции, в буржуазном обществе гражданам запрещается обладать оружием.
  • В коммунистическом обществе все средства производства и весь жилищный фонд перейдут в общую собственность, откуда будут распределяться сообразно потребностям. В таком обществе дефицит жилья не должен появляться при наличии свободных помещений, как это бывает в капиталистическом обществе, где часть жилья пустует потому, что не может найти покупателей или съёмщиков из-за высокой цены, выставленной собственниками.
  • В коммунистическом обществе не будет духовенства. В этой книжке, правда, я не нашёл обоснований для таких представлений. Правда, предполагаю, что духовенство очень удобно капиталистам, потому что обосновывает текущее положение вещей "волей Господа", призывает "смиренно принимать тяготы земной жизни", не даёт людям возможности увидеть истинных причин их бедственного положения и предпринять активные действия для устранения этих причин.
В этой работе Ленин жёстко проходится по социал-демократам, которые считают, что пролетариат может заполучить власть мирным выборным путём, не прибегая для этого к революции. Подобная позиция социал-демократов очень удобна для буржуазии, т.к. буржуазия согласна идти на небольшие уступки пролетариату, лишь бы не лишиться частной собственности. Кроме того, буржуазии гораздо проще подкупить лидеров социал-демократических партий, чем и впрямь идти на уступки пролетариям. Ну и, следовательно, такая позиция удобна и самим лидерам социал-демократических партий, т.к. позволяет им получать взятки от буржуазии.

У коммунистов и анархистов взгляды на государство и революцию частично совпадают. И те и другие считают, что власти можно добиться только путём революции. И те и другие выступают за уничтожение государства. Однако анархисты не идут дальше в своих рассуждениях и не хотят менять общество таким образом, чтобы не допустить реставрации капитализма, которая автоматически состоится, если не обобществить всю частную собственность и не осуществлять диктатуру пролетариата. Именно для предотвращения реставрации капитализма коммунистам нужна диктатура пролетариата, для чего, в свою очередь, необходимо на первых этапах пролетарское государство.

Насколько я понял, Первый интернационал собрал представителей всех трёх течений, отстаивающих интересы рабочих: социал-демократов, коммунистов и анархистов. На Втором интернационале социал-демократы и коммунисты отмежевались от анархистов. Третий интернационал был чисто коммунистическим, т.к. во время Первой мировой войны социал-демократы проявили себя как социал-шовинисты, оправдывая войну необходимостью отстаивать интересы государства. Социал-шовинизм - это термин, который применялся до возникновения термина "фашизм", примерно в том же смысле. Социал-шовинисты, прикрываясь необходимостью защиты государственных интересов, на самом деле отстаивают империалистические интересы национальной буржуазии.

В примечаниях к книге упоминается, что на втором съезде РСДРП в 1903 году партия определила для себя программу-минимум в случае успеха буржуазной демократической революции и программу-максимум на случай социалистической революции. На случай социалистической революции предусматривалось установление диктатуры пролетариата. На этом же съезде в партии произошёл раскол, поделивший партию на две фракции - меньшевиков и большевиков. Меньшевики заняли социал-демократическую позицию, большевики - коммунистическую.

Думаю, что именно из-за наличия настоящей, а не декоративной программы, а также из-за решительной настроенности на взятие власти, большевики в конечном итоге заполучили власть в свои руки. После февральской революции власть практически с неба свалилась на кадетов - конституционных демократов и эсеров - социалистов-революционеров. Первая партия была буржуазной и могла опираться только на власть буржуазии. Вторая партия опиралась на крестьянство и переживала раскол, т.к. не смогла принять решение об уставе. Крестьянство тоже было не надёжной опорой, т.к. было довольно разобщено и неорганизованно. Большевики, вооружённые уставом и программой, опирались на рабочих, которых было меньше, чем крестьян, но они были лучше организованы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий