воскресенье, 6 января 2019 г.

Александр Панчин. Апофения



Об этой книге узнал из видеоролика "Александр Панчин про книгу "Апофения" и мракобесов" на канале Дмитрия Пучкова:

В прошлом я уже читал книгу Александра Панчина "Сумма биотехнологии", а также подписан на блог Planetarium автора. К сожалению, я не осилил это произведение, когда оно публиковалось в блоге. Когда узнал о выходе печатной книги, то решил приобрести, т.к. с бумаги мне читать гораздо удобнее.

Произведение называется романом, однако мне показалось, что это скорее повесть, т.к. и по объёму текста и по сложности сюжета, на мой взгляд, до романа ему далековато. В книге рассматривается мир, в котором астрология, гомеопатия, экстрасенсорика являются официально признанными научными дисциплинами. Показания экстрасенсов, гомеопатов и астрологов принимаются в суде наравне с показаниями экспертов. Для лечения от болезней в больницах практикуются молитвы и гомеопатические средства. В целях сохранения экологического здоровья планеты повсеместно используются солнечные и ветряные электростанции, велосипеды и электромобили. Правда, при ближайшем рассмотрении, оказывается, что суды не становятся от этого справедливее, врачи не лечат лучше, а экологическая обстановка скорее ухудшается вместе с уровнем жизни людей. Сторона обвинения или защиты практически не привлекает экспертов или очевидцев событий, т.к. лучше привлечь в суд экстрасенса или астролога, который даст такие показания, которые нужны привлекающей стороне. Врачи не могут вылечить от вирусных болезней, а отказ от углеводородной энергетики не приводит к замедлению всемирного потепления: нет ничего плохого в том, чтобы оборудовать электромобиль электрогенератором, работающем на бензине, или использовать холодильные установки для производства льда в целях понижения температуры воздуха.

В общем, чем-то этот роман напоминает фильм "Идиотократия", только здесь к власти пришли не идиоты, а всего-лишь суеверные люди. Впрочем, и те и другие производят схожий разрушительный эффект. Только полным идиотам может прийти в голову использовать святую воду вместо тяжёлой, для замедления нейтронов, а тяжёлую - для проведения религиозных ритуалов, использовать показания экстрасенсов и астрологов в качестве неоспоримых доказательств в суде, полагаться на молитвы и гомеопатические средства при лечении болезней. Велико ли отличие от идиотов из фильма, которые поливали посевы газировкой?

Помню, что когда я работал в страховой компании, был у нас один отдел, в котором работали несколько тёток. Каждый раз, когда я заходил к ним по работе, чтобы разобраться в какой-нибудь проблеме с компьютером, они всерьёз обсуждали сонники, гомеопатические средства, астрологические прогнозы и фэн-шуй. Находиться в такой среде мне было физически невыносимо. Первые 5-10 минут это кажется забавным, воспринимается с чувством иронии и каким-то чувством лёгкого морального превосходства. Но потом ощущения сменяются и кажется, что ты попал в театр абсурда, а у окружающих в головах вместо мозгов - кучи испражнений. Обстановка становится удушающей, начинают гореть уши и появляется чувство тошноты. Стоит ли говорить, что я старался не задерживаться в этом отделе надолго и если решить проблему не удавалось в течение получаса, я ретировался, чтобы попытаться разобраться с ней в более спокойной обстановке. Мне было удивительно, как эти женщины, получившие образование ещё в СССР, которое, скорее всего, было несравненно лучше полученного мной в 90-е годы, смогли довести себя до такого состояния.

Сходные чувства у меня возникают и в церкви, когда большое количество с виду разумных людей вдруг начинают остервенело совершать иррациональные действия с чувством какого-то страдания на лице. Хоть я и не верю в бога, христианская культура сама по себе не вызывает во мне такого отторжения: мне приятны архитектура, живопись, одежда, песни вне зависимости от течений, будь то католическая, протестантская или православная церковь. Ислам и буддизм тоже интересны, но воспринимаются как-то более отстранённо - наверное потому, что я выращен в другой культурной среде. Но вот что меня пугает в некоторых верующих - это истеричность, одержимость, стремление поучать окружающих жизни, пропагандировать своё упрощённое понимание жизни как истину в последней инстанции, попрекать неверием или несоблюдением ритуалов.

На мой взгляд, идеи, продвигаемые книгой, вполне очевидны. Интересно, как бы восприняли написанное в книге адепты астрологии, гомеопатии, экстрасенсорики и фэн-шуя? Многие ли готовы сделать шаг от позиции "в этом что-то есть" и "а вот моему знакомому помогло" или "мне нравится" до позиции "использовать как основное средство". Или всё-таки большинство из них в глубине души или вполне отчётливо понимают шарлатанство, но занимаются этим, потому что "20 баксов - есть 20 баксов", продолжая пользоваться услугами традиционной доказательной медицины, читая астропрогнозы и телепередачи про экстрасенсов лишь для развлечения или отслеживания деятельности конкурентов? Мне жить в таком мире было бы невыносимо тяжело. Впрочем, не легко приходится и сейчас, когда большинство твоих родственников - верующие, а в почтовом ящике легко обнаружить газету "Вестник здоровья", в которой так вот непринуждённо "разводят" пенсионеров "на бабки", обещая им вылечить все болезни очередным турмалиновым поясом, циркониевым браслетом или настойкой из алтайских трав.

Комментариев нет:

Отправить комментарий