вторник, 28 декабря 2010 г.

Ещё о кризисе научной фантастики

В последнее время прочитал несколько книг Олега Дивова. Среди прочего прочитал и "Стенограмму одной дискуссии", в которой отечественные писатели обсуждали роль фантастического допущения в фантастике. Ознакомиться с текстом можно, например, здесь: http://lib.ololo.cc/b/181728/read#t30. По поводу прочитанного высказался на фантлабе: http://www.fantlab.ru/work174136#response160950

Вот недавно опять наткнулся на похожее мнение telemont о роли фантастического допущения в фантастике:
Так и читателю НФ нет дела до того, когда откроют гиперпространство. И автору тоже. Это лишь предлог, технический прием для того, чтобы рассказать некую историю - нравоучительную (часто), или парадоксальную, или просто забавную.


Ответил так:
Вот из-за того, что к фантастическому допущению относятся лишь как к предлогу рассказать привычную историю в необычном антураже, научная фантастика и находится в глубочайшем кризисе.

Фантастическое допущение - это не ещё один инструмент. Это уникальный инструмент, применение которого в жанре фантастики узаконено. Пользоваться этим инструментом нужно с осознанием его уникальности.

Только тогда может получиться настоящая качественная фантастика, "твёрдая" научная или "мягкая" гуманитарная. Разница между ними только в базе, от которой отталкивается писатель. В твёрдой НФ исходят из развития технологий и пытаются представить проблемы, которые порождают технологии - конфликт этики, личности, общественного устройства и технологий. В мягкой НФ исходят из желания рассмотреть какую-то уникальную проблему, для вскрытия которой недостаточно средств ни "большой" литературы, ни твёрдой НФ. В этом случае придумывается ситуация, пусть и невероятная, которая позволит эту проблему вскрыть.

Если же фантастические допущения делаются лишь для придания опусу необычного антуража, то получается то, что сейчас и наблюдаем - кризис научной фантастики.

Самое главное - не понятно, с кого началось именно такое восприятие жанра? С читателей или с писателей? Видно, что и те и другие мыслят сходным образом. Но кто начал? Или это начали писатели, которые под видом НФ начали писать мистику и фэнтези, формируя тем самым читательский спрос, или это начали читатели, которые сформировали рынок, на котором стало выгодно писать только эту самую мистику и фэнтези, в которых роль фантастического допущения низведена до средства создания необычного антуража и атмосферы загадочности? Возможно этот вопрос так же бессмысленнен, как и вопрос о яйце и курице, и такое мнение о НФ сформировалось в читательских и писательских головах под влиянием мнений друг друга. Если это так, то настоящая НФ, скорее всего, навсегда останется малотиражной литературой для горстки маргиналов, что меня лично весьма огорчает.

Комментариев нет:

Отправить комментарий