среда, 24 февраля 2010 г.

Дочитывая "Улитку на склоне"

Дочитываю "Улитку на склоне" Стругацких. Сформировалось двоякое впечатление - произведение является и абсолютным бредом и сборником многих тревожных мыслей. Бред что-то описывает, что-то такое, что невозможно выразить словами, что нельзя преподнести готовеньким. Над бредом нужно много думать и только тогда мысли могут стать ясными. Однако мысли так и не становятся окончательно ясными, сколько бы ты над ними не думал и тут уже опять приходишь к ощущению бреда.

Я решил кратенько набросать то, что проявляется в сколь-нибудь понятном образе из этой жижы то-ли бреда, то-ли мыслей.

Лес и управление. Первое является проявлением природы, второе - проявлением человеческого общества. Оба они огромны, непонятны и потому чужды человеческой личности. И у леса и у управления нет цели. По крайней мере нет человеческой цели: отдельной личности не понятно, ради чего существуют лес и управление, каков смысл их существования, чьей воле они подчиняются? Главные есть и там и там, но они недостижимы и не постижимы.

Лес и управление можно рассмотреть и как две противоположности. Люди, живущие в лесу, берут от него самое необходимое для жизни, не пытаясь его переделать. Они обороняют свой островок жизни от всего непонятного, защищая единственное, своё понимание жизни. Люди, работающие в управлении, представляют себе лес как нечто, что нужно перекроить по своей привычке - выкорчевать и залить бетоном. Люди в управлении как будто забыли, ради чего они живут, и, потеряв цель и смысл, продолжают по инерции делать то, что смысл когда-то имело.

Лес и управление можно также рассмотреть как два возможных пути развития цивилизации - биологический и технический.

В центрах двух линий повествования - два человека, каждый из которых не принимает окружающую его действительность как должное, а пытается её понять, исследовать, найти в ней своё место, дать ей оценку. Оба они стремятся попасть на другой берег, но настигая его, понимают что и этот берег им чужд и не понятен.

В книге можно выделить несколько общественных укладов:
1. Староверы - прошлое человечества. Люди, живущие простыми истинами, берущие от природы только самое необходимое.
2. Современники - настоящее человечества. Их суть - машины, машины бюрократические и машины механические. Без машин и вне машин эти люди - ничто. Без машины бюрократической они лишены инструмента мышления, без механических машин - инструмента преобразования окружающей действительности. Без машин они не могут ни осмыслить происходящее, ни решить что следует сделать, ни сделать это.
3. Амазонки - возможное будущее человечества. Их цель - изучать и экспериментировать. И для этого им не нужны инструменты. У них всё необходимое для жизни есть и без инструментов: они могут обеспечить себя пищей, рабочей силой, обороной, размножением абсолютно самостоятельно. Вместе с остальными инструментами из их жизни исчезли и мужчины: мужчины для них - это инструмент размножения, ещё один инструмент, ещё одна зависимость, от которой они решили избавиться.

Все три общества являются крайними проявлениями человеческого общества, перекосившегося в одну из крайностей. Для достижения гармонии нужно найти то равновесное положение, которое будет исключать любую из этих крайностей.

Думаю, что никто не будет спорить с тем, что человеческая цивилизация, её прогресс, создавался мужчинами. Женщины уравновешивали этот прогресс, не давая окончательно распрощаться с традициями, этикой, природой.

Эта мужская цивилиация в крайней её форме, не сдержанная женщинами, стала тем, что я назвал обществом современников.

Другая цивилизация - состоящая из мужчин и женщин, с преобладанием женского влияния, нарисована в том обществе, которое я назвал обществом староверов.

Наконец, третья цивилизация, цивилизация бесполая, показана в том, что я назвал обществом "амазонок".

Общее в этих цивилизациях то, что в них нет места мужчинам! В обществе современников механизмы вышли из власти мужчин, теперь мужчины стали во власти механизмов - бюрократических и механических. В обществе староверов мужчины подчиняются женскому образу мысли, сидят на месте, всего боятся, окружающую среду не исследуют и не осваивают. В обществе амазонок мужчинам просто нет места - там нет механизмов, с которыми бы мог управиться мужчина, а то, с чем он может управиться, стало не нужным - амазонки живут без механизмов и без полового размножения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий