воскресенье, 9 декабря 2012 г.
Принцип Питера, или почему дела идут вкривь и вкось
Давно ходил мимо этой книги и облизывался. Жаба душила покупать её, потому что в онлайн-магазине я мог бы купить её дешевле рублей на сто. Но суетиться с онлайн-магазином из-за одной книги мне тоже не хотелось.
И вот, зайдя в очередной раз в магазин, я попал на распродажу с 70% скидкой. Мои буридановы страдания внезапно и счастливо разрешились. Я до этого ни разу не видел столько людей, с горящими глазами рыскающих по книжному магазину и стоящих в длинной очереди на кассу с полуметровыми стопками книг в руках.
О покупке я нисколько не пожалел. И даже более того - считаю теперь, что за эту книгу можно было без сомнений отдать даже больше денег, чем за неё просили без скидки.
Принцип Питера формулируется просто: "В иерархической системе любой работник поднимается до уровня своей некомпетентности." Это кажется просто забавным наблюдением, однако в книге этот принцип раскрывается гораздо глубже. Приводится множество наблюдений, подтверждающих этот вывод. Некомпетентность делится по видам, приводится классификация внешних проявлений некомпетентности, обсуждаются причины, по которым люди не могут осознать собственной некомпетентности. Обсуждаются приёмы, помогающие ускорить продвижение по иерархии, обсуждаются и способы избежать повышения. Рассказывается, чем грозит достижение уровня некомпетенции своему обладателю и как с этим жить.
Я уже успел поработать в нескольких крупных компаниях, и работаю сейчас в одной такой компании. Во время чтения книги из глубин моей памяти то и дело всплывали собственные подтверждения многому из описанного в книге.
Например, когда я работал на заводе, начальником отдела информационных технологий был бывший строитель, которого на этот пост назначила Рука (Рука, в терминологии книги, - это влиятельный покровитель). Соответственно, в информационных технологиях разбирался он слабо, а потому, можно считать, что он достиг своего уровня некомпетенции. В рабочее время он довольно часто отсутствовал, причём никто толком не знал, куда же он пропадает. Видимо, сам он неосознанно понимал, что уже достиг своего уровня некомпетенции, а потому, опять-таки неосознанно, прибегал к одному из приёмов смириться с собственной некомпетентностью - в рабочее время он иногда отлучался по своим делам. О том, чем он занимался, мы узнали лишь потом, когда Высокое Начальство (в котором Руки уже не было) попросило его освободить свой пост. В рабочее время его застали за покупкой стройматериалов. По слухам, он строил себе дом на даче.
У того же начальника была секретарша, женщина уже в солидном возрасте. Секретарше уже трудновато было ходить в управление завода по нескольку раз на дню, чтобы подписать документы. На пути к управлению нужно было пройти полкилометра в одну сторону, плюс столько же нужно было пройти обратно. Поэтому секретарша частенько просила отнести документы молодых сотрудников отдела из бюро ремонта, в прямые обязанности которых входила техподдержка, ремонт и обслуживание компьютерной и офисной техники. Секретарша достигла своего уровня некомпетенции по состоянию здоровья, поскольку ей было трудно выполнять свои прямые обязанности - носить документы на подпись в управление.
В другой компании, где я работал, заходя в один кабинет я постоянно видел столы, усеянные неимоверным количеством документов. Документы скапливались в стопки, на мониторах компьютеров было наклеено огромное количество цветных стикеров с напоминаниями. Начальница этого отдела частенько обращалась в отдел ИТ с тем, чтобы мы сделали для неё что-то в Excel'е. Никогда она не хотела даже и слышать о том, чтобы мы научили её делать это саму - она постоянно говорила, что ей некогда. И вот, однажды, её переманили в конкурирующую компанию, куда до этого уже ушли несколько человек из руководства. Ей на смену вызвали из отпуска по уходу за ребёнком одну из сотрудниц отдела. Уже на следующий день в этом отделе со столов исчезли стопки документов, на столах осталось только самое необходимое. С мониторов исчезли цветные стикеры. Вся суета через несколько дней сошла на нет и, зайдя однажды в отдел, я увидел, как все сотрудницы отдела сели за столик пить чай, чего прежде в этом отделе я никогда не замечал.
В процессе чтения книги я нашёл объяснение этому наблюдению. Бывшая начальница уже достигла своего уровня некомпетенции, с трудом справлялась с обязанностями, а потому прибегала к Папиромании - приёму, описанному и названному в книге. Её сотрудницы боялись показаться бездельницами или проявить компетентность, более высокую, чем у начальницы, поэтому они следовали примеру своей начальницы.
Ещё я вспомнил один отдел из двух человек. Весёлый голос начальницы отдела был легко узнаваем и часто был слышен из коридора. В компании довольно широко использовалась одна компьютерная программа, в которой эта начальница должна была вести некую отчётность. Начальница очень не любила эту программу и часто ходила по отделам, чтобы посоветоваться с кем-нибудь по этой программе, а то и вовсе попросить сделать какую-то работу в этой программе за неё. Её жизнерадостный смех, доносящийся из коридора, некоторых сотрудников заставлял заранее схватиться за голову, а при счастливой возможности улизнуть куда-нибудь ещё до её прихода. Впрочем, некоторые воспринимали её довольно тепло и охотно ей помогали. Здесь налицо и некомпетентность и описанное в книге поведение под названием "Инерция шутовства".
Та же начальница отдела скоро должна была выйти на пенсию и, по логике вещей, на её место должны были подвинуть её подчинённую, молодую сотрудницу. Когда уже было известно об увольнении, мне зачем-то понадобилось зайти в отдел, где осталась только эта младшая сотрудница. Она пожаловалась мне на то, что ей мало платят, на то, что у неё много работы, и на то, что вместо неё на должность начальницы назначают сотрудницу из другого отдела. И на тот момент и сейчас я одобряю это назначение. У подчинённой был шанс разобраться в программе и стать незаменимой помощницей своей начальницы. Но, к сожалению, она не собиралась утруждать себя излишней работой, так как ей мало платят. Другими словами, она хотела получить стулья прежде, чем отдаст за них деньги. Но в жизни так не бывает. По-видимому, она уже достигла своего уровня некомпетенции, и повысить её могут только при очень удачном для неё стечении обстоятельств.
Кстати, новая начальница показала себя компетентной: она хорошо разбиралась в пресловутой программе и поэтому не мучила целыми днями окружающих, а непринуждённо выполняла свою работу. Разобравшись в применяемых в отделе Excel'евских документах и макросах, она смогла оптимизировать рабочий процесс, переработав и значительно упростив Excel-документ и заказав в нашем отделе новый Excel'евский макрос для нового документа. Своего уровня некомпетенции она ещё не достигла.
Эта книга хорошо согласуется с наблюдениями о феминизме из другой прочитанной мной книги - "Конец феминизма" Александра Никонова. Женщины тоже стремятся занять в обществе положение, соответствующее уровню их некомпетентности.
Много в книге написано о военных и о политике. В каком-то смысле эта книга противоречит книге "Манипуляция сознанием", как бы говоря, что нет смысла искать злой умысел там, где достаточно одной лишь некомпетентности. Современные реформы образования и медицины, а также их авторы, являются хорошей иллюстрацией к книге.
Объясняется и суть общества потребления, в котором деньги стали универсальным, понятным каждому мерилом успеха. Каждый стремится к тому, чтобы его статус был выше, чем статус другого. Почти всегда это превращается в карго-культ, когда многие люди ради повышения собственного статуса в глазах окружающих стремятся приобрести либо дорогие вещи, либо вещи, которыми пользуются профессионалы. Обладая вещами, которыми пользуются профессионалы, эти люди в глазах окружающих сами приобретают статус профессионала. Конкретный пример - всеобщее увлечение "зеркалками". Каждый покупатель "зеркалки" автоматически приобретает в глазах окружающих статус крутого фотографа. Таким образом, они достигают собственного уровня некомпетенции в чужой иерархии, иерархии фотографов.
Неуёмное стремление влезть повыше в иерархию потребления приводит к тому, что человек ради создания видимости собственного богатства, покупает дорогой автомобиль в непомерный для него кредит, экономит на страховке, а в случае аварии оказывается не в силах ни платить кредит, ни отремонтировать автомобиль, ни выплатить ущерб пострадавшим. Тут он достигает некомпетенции в иерархии потребления.
Говорится в книге и о религиозных иерархиях. Объясняется феномен гигантомании. Говорится и о государственных служащих, в частности о том, почему именно там можно встретить больше всего некомпетентных сотрудников. Дело в том, что финансирование госструктур не зависит напрямую от их эффективности. Нет прямой и явной зависимости между эффективностью работы и объёмом фонда, выделяемого на госструктуру.
Эта книга обладает искромётным юмором, тонкой иронией, едким сарказмом, глубокой проницательностью и философским отношением к жизни. Если вы не боитесь узреть в этой книге самого себя, то я рекомендую её прочесть.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий