Думаю, что многие задумывались, откуда мужики с пиратскими компакт-дисками на какой-нибудь "Горбушке" в Москве или в каком-нибудь ДК РТИ в Уфе брали столько всего интересного? Думаю также, что многие натыкались на файлы с расширением NFO с развесистой ASCII-графикой, где перечислялись благодарности и приветы множеству людей, которые упоминались только под их никами. В этой книге можно найти ответы на все эти вопросы.
Книга начинается с того, как создавался аудиокодек, ставший впоследствии известным как mp3. Создавался он в Германии под руководством математика Карлхайнца Бранденбурга в рамках общего исследовательского проекта между университетом Эрлангена-Нюрнберга и Институтом Фраунгофера. Вопреки расхожему мнению, цифры в расширениях файлов mp2, mp3 и mp4 не являются единой последовательностью. MP2 соответствует стандарту сжатия видео и аудиоданных MPEG-2, mp3 соответствует аудиокодеку Layer 3 стандарта сжатия видео и аудиоданных MPEG-1, MP4 соответствует стандарту сжатия видео и аудиоданных MPEG-4.
У меня есть книга Тима Кинтцеля "Руководство программиста по работе со звуком", в которой описаны исходные тексты декодировщиков MPEG-1 Layer 1 и MPEG-1 Layer 2, поэтому я давно знал о том, что mp3 - это MPEG-1 Layer 3. Чего я, однако, не знал, так это о том, что аудиокодеки MPEG-1 Layer 2 и MPEG-1 Layer 3 конкурировали между собой на равных, прежде чем стать частью стандарта MPEG-1. Как выясняется, кодек Бранденбурга был более совершенным по сравнению со своим конкурентом, хотя и требовал больше вычислительных ресурсов на кодирование и декодирование. В ходе рассмотрения обоих конкурирующих кодеков Бранденбургу было предложено внести ряд изменений в свой кодек, прежде чем его утвердят в качестве одного из стандартных кодеков MPEG-1. Представители Philips, которые продвигали свой кодек, убедили комиссию использовать для конкурирующего кодека ряд фильтров, которые сделали кодек Бранденбурга ещё более медленным.
Кодек MPEG-1 Layer 2 был более простым в реализации, менее требовательным к ресурсам и поэтому в то время именно он получил наибольшее распространение для кодирования видео со звуком. MPEG-1 Layer 3 оказался практически невостребованным. В книге упоминается только один случай успешной продажи оборудования по кодированию и декодированию звука. Аппаратная реализация кодека называлась Zephyr и использовалась для трансляции хоккейных матчей НХЛ в США. Компания, занимавшаяся трансляцией матчей, через некоторое время практически вытеснила своих конкурентов с рынка, поскольку качество звука в трансляциях было выше, а обходились трансляции дешевле, благодаря тому, что компании удавалось использовать менее скоростные и более дешёвые линии связи.
После нескольких лет попыток продвинуть свой кодек, Бранденбург выложил в интернет демонстрационные версии своих программ, надеясь заполучить клиентов, которые захотели бы приобрести лицензию на использование кодека. В интернет были выложены кодировщик L3enc, декодировщик L3dec и аудиоплеер WinPlay3, которые требовали регистрации при длительном использовании. Несмотря на игнорирование производителями видеоплееров, MPEG-1 Layer 3 приобрёл популярность в интернете. В первую очередь его заметили аудиопираты. Кодек позволял сжимать звук в 12 раз без потери качества звука. Компакт-диск, имеющий объём 600 мегабайт, таким кодеком можно ужать до 50 мегабайт. Все программы были немедленно взломаны и стали распространяться в интернете.
Интересно, что аудиокодек AAC, выпущенный командой Бранденбурга позднее, является в некотором смысле возвратом к истокам. Фактически это первоначальный кодек, избавленный от фильтров, навязанных Philips. Бранденбург опасался конкуренции со стороны кодека Vorbis и формата WMA. Первый был ему очень симпатичен как инженеру: кодек выпускался с открытыми исходными текстами, не требовал никаких лицензионных отчислений, а благодаря открытым исходным текстам имел хороший потенциал для совершенствования всеми заинтересованными сторонами. Формат WMA вызывал большие опасения, т.к. компания Microsoft имела достаточно денег, чтобы успеха в деле его продвижения.
Когда-то меня заинтересовал вопрос, с каким битрейтом стоит сжимать аудиофайлы в формат mp3, чтобы с одной стороны достичь максимального сжатия, а с другой стороны - чтобы качество звука не ухудшилось настолько, чтобы это стало заметно на моём оборудовании и с моим слухом. В итоге я пришёл к выводу, что я на слух различаю потерю качества звука, когда файлы сжимаются с битрейтом 128 Килобит в секунду. Уже при сжатии с битрейтом 160 Кбит/с, я не различал на слух исходный звуковой файл с компакт-диска и сжатый файл. Для надёжности я решил остановиться на использовании битрейта 192 Кбит/с, на случай если мне когда-нибудь придётся сжимать аудиофайлы со специфическими звуками, которых не было в тестируемых мной музыкальных дорожках, но которые теряли бы в качестве при сжатии с битрейтом 160 Кбит/с. Интересно, что пережимать mp3 в mp3 в меньшим битрейтом вполне безопасно и качество звука от этого не станет хуже, чем это характерно для более низкого битрейта. Во всяком случае, в книге написано что сам кодек для достижения нужного уровня сжатия поступает точно так же - повторно сжимает уже сжатый звук до тех пор, пока он не уместится в нужный битрейт.
Аналогичные тесты я проводил с кодеком Vorbis и сделал вывод, что в случае с ним потери качества звука остаются незаметными аж до битрейта 96 Кбит/с. Правда форматом ogg и Vorbis пользовался я не часто, т.к. на перекодирование файлов нужно было тратить время. Пробовал пользоваться этим форматом на таком вот плеере:
Это был X-Cube X-401 с 2 гигабайтами встроенной флеш-памяти. У него был один странный недостаток - иногда он глючил и переворачивал изображение на дисплее вверх ногами. Помогал сброс при помощи иголки. Когда же у меня появился телефон, умеющий воспроизводить mp3, плеер некоторое время продолжал использоваться в качестве флешки, а с появлением флешек большего объёма безжалостно выброшен :)
Кроме истории создания и попыток продвижения аудиокодека командой Бранденбурга, в книге излагается судьба ещё двоих человек - руководителя звукозаписывающих компаний Дага Морриса и малоизвестного пирата Делла Гловера, который устроился на работу на завод PolyGram, производивший компакт-диски. В этих двух историях можно проследить не только как звукозаписывающие компании теряли прибыли от деятельности пиратов и какую роль в этом сыграл формат mp3. Забавно, но в этой книге я нашёл ответ, почему такую невероятную популярность приобрёл довольно посредственный музыкальный жанр рэп. Я лично вообще не считаю это музыкой, а скорее чтением бандитских стихов под простейший ритм и сопровождаемое какими-то гротескными ужимками. Если кому и стоит воздвигнуть памятник в деле популяризации рэпа, так это точно Дагу Моррису, который верил не своему музыкальному вкусу, а статистике продаж.
На мой взгляд, в одно время сошлись друг с другом несколько элементов мозаики, которые и породили то пиратство, которое было характерно для 90-х и 2000-х годов.
- Кодек mp3 позволял решать проблемы с малым объёмом жёстких дисков компьютеров и медленным интернетом. Сжатые файлы стало возможно скачать за приемлемое время даже через довольно медленные линии связи, а слушать их стало гораздо удобнее: стало возможно составить в программе-плеере плейлист с песнями из разных музыкальных альбомов и слушать его без необходимости часто переставлять компакт-диски в приводе. Схожие ограничения и неудобства испытывали и пользователи носимых плееров: выходя на пробежку или собираясь в дорогу нельзя взять достаточного количества любимой музыки. Если бы в то время были флеш-накопители объёмом в несколько гигабайт, то на них можно было бы записать несколько компакт-дисков, не прибегая к сжатию.
- Пиринговые сети решали проблему с отсутствием источников, где можно было бы легально скачать интересующую музыку, заплатив за неё разумные деньги. Не секрет, что многие люди хотят слушать те музыкальные композиции, которые они услышали на радио или в кафе. Не все люди хотят покупать ради одной песни сразу целый компакт-диск с альбомом исполнителя.
- Наконец, приводы для записи компакт-дисков позволяли одновременно справляться с двумя предыдущими проблемами. Если скаченная музыка не умещается на жёстком диске компьютера, её можно записать на диск. Если у тебя совсем медленный интернет, а то и вовсе нет его, то выхода не остаётся и приходится покупать компакт-диск. Однако, я хорошо помню, что лицензионные компакт-диски в то время стоили на порядок дороже пиратских, а найти в музыкальных магазинах можно было только либо новинки, либо классику. Guano Apes? Placebo? Metallica? Queen? Пожалуйста, сколько угодно. Steve Vai? Joe Satriani? Не, не слышали. Пираты заполняли этот вакуум, позволяя найти людям то, что им нужно, да к тому же - по приемлемой цене. И mp3 тут тоже сыграл свою роль, т.к. на одном компакт-диске у пиратов стало возможно купить целую дискографию интересующего исполнителя.
О той эпохе сейчас мне лично напоминают лишь два артефакта. Первый артефакт стоит у меня дома на кухне:
Эта магнитола умеет воспроизводить компакт-диски с файлами в формате mp3. Второй артефакт - это компакт-диски в формате mp3, честно купленные в разнообразных ларьках, торговавших компьютерными компакт-дисками. Почему я называю их артефактами, так это потому, что они практически не встречаются друг с другом. Магнитола используется только для прослушивания радио, а диски просто пылятся на полке в ожидании, когда их наконец выбросят. Лишь однажды я решил проверить из любопытства, будет ли это работать вместе. Достал с полки диск с альбомами группы Pantera и прослушал один альбом за завтраком. Повторять не захотелось, т.к. качество звука меня не впечатлило.
Что касается пиратов, то те из них, кто раньше занимался пиратством из любви к искусству, а не в погоне за деньгами, скорее всего переориентировались с кражи медиаданных у правообладателей на кражу разнообразных документов, составляющих государственную тайну. Скорее всего, эти группы стали даже более профессиональны, чем прежние. На такие мысли меня наталкивают два соображения. Во-первых, они вынуждены скрываться от государственных спецслужб, а не от довольно-таки рядовых следователей, деятельность которых ограничена законом. Например, обычным следователям нужно получать разрешение суда при каждой необходимости организовать прослушивание подозреваемых. Спецслужбам, занимающимся делами государственной безопасности, таких разрешений как правило не требуется. Во-вторых, в этих группах скорее всего состоит значительное число хакеров, умеющих взламывать компьютерные системы. Мне кажется, что добыть государственные секреты не намного проще, чем добыть компакт-диск до даты официального релиза, поскольку государственные секреты в принципе не готовятся к публикации, в отличие от тех же компакт-дисков.
Организатор группы RNS, в которую входил Делл Гловер, Адил Кассим подходил к своему делу весьма серьёзно: придумал правила взаимодействия членов группы, позволяющие сохранять максимальную конспирацию, лично проводил расследования - какие музыканты пользуются наибольшей популярностью, с какими звукозаписывающими компаниями заключают контракты, какие альбомы готовятся к публикации каждым из артистов и где их можно заполучить до официальной публикации. Слабым звеном всей этой структуры оказался только сам Делл Гловер, который фактически игнорировал эти правила и согласился сотрудничать со следствием. Адил Кассим вышел из воды сухим, несмотря на показания Делла Гловера, а вот самому Деллу Гловеру пришлось отсидеть несколько месяцев в тюрьме. Думаю, правда, что нынешние хакерские группы, сливающие в сеть государственные секреты, организованы гораздо серьёзнее.
Возвращаясь к книге, хочется сказать, что написана она живым языком, а три параллельно развивающихся сюжета заставляют читателя искренне переживать за каждого из героев, несмотря на то, что каждый из них преследует собственные, иногда даже противоположные, цели. Бранденбургу сопереживаешь в трудном деле продвижения разработки, над которой он работал много лет, и которую постоянно стараются придушить конкуренты. Дагу Моррису сопереживаешь в том, что он постоянно занимается поисками артистов, которые могли бы стать популярными, и несмотря на свои заслуги за долгие годы работы на звукозаписывающую студию, вдруг оказывается выдворенным на улицу. Доля сопереживания достаётся и пирату Деллу Гловеру, который живёт в захолустном городишке и использует каждую подвернувшуюся возможность для того, чтобы заработать денег.
Впрочем, вряд ли кто-то из них сильно нуждался в деньгах. Бранденбургу было нужно скорее признание, а деньги были лишь приложением к делу его жизни. Даг Моррис с каждым годом зарабатывал всё больше, т.к. получал премии за превышение плана продаж, а при планировании всегда старался быть консервативным. Звукозаписывающие студии продавали компакт-диски по цене гораздо выше себестоимости, и организовали ряд абсурдно жестоких судебных исков против рядовых пользователей сети интернет, которые просто скачивали кем-то выложенные в сеть музыкальные файлы в формате mp3. Вряд ли мать-одиночка, скачавшая из интернета около десятка музыкальных композиций, заслужила штраф на многие сотни тысяч долларов, выплатить которые она заведомо не способна. Справедливее было бы наказывать организаторов и бенефициаров пиратских раздач - пиратские группы, организаторов пиринговых сетей вроде Napster. Главный пират планеты - Делл Гловер, укравший с завода более 2000 компакт-дисков до их релиза, и продававший пиратские диски с музыкой на благо собственного кармана, по сравнению с матерью-одиночкой отделался лёгким испугом - просто отсидел в тюрьме несколько месяцев.
Заинтересовавшимся рекомендую почитать саму книгу. Если же вы ещё не определились, хотите ли вы читать книгу, рекомендую пару статей:
Комментариев нет:
Отправить комментарий