воскресенье, 30 июля 2017 г.

Герберт Уэллс. Россия во мгле


Когда-то, ещё учась в школе, я прочитал эту книжку. Однажды в дружеской беседе речь зашла про эту книжку и я упомянул, что читал её. В ответ на вопрос "и как она тебе?" мне ответить было нечего - я не мог вспомнить из этой книжки решительно ничего. Помнил только то, что Герберт Уэллс во время своего приезда беседовал с Лениным.

Во время отпуска наткнулся на эту книжку на полках и отложил, решив как-нибудь освежить воспоминания. Освежил. Не удивительно, что эта книжка мне совершенно не запомнилась - в ней не написано чего-то необычного.

В Петрограде и Москве введена карточная система распределения питания, не хватает множества бытовых вещей вроде бритвенных лезвий. Магазины на центральных улицах заброшены - у тех из них, где ещё не разбиты стёкла и не заколочены окна, стёкла помутнели. На улицах мало людей, а те немногие что оказываются на улице, обычно производят вид вышедших по делу и куда-то спешащих. У многих при себе узелки с вещами - признак того, что люди пытаются продать то немногое, что у них ещё есть, чтобы купить из под полы еды или бытовой мелочи вроде посуды. В Петрограде идёт подготовка к зиме - на улицах сложены штабеля дров. Общественный транспорт практически полностью представлен одними только трамваями, заполненными битком и с висящими снаружи людьми.

Во всём происходящее Герберт Уэллс обвиняет в первую очередь обанкротившееся царское правительство, которое влезло в империалистическую войну, не обращая внимания на несоответствие империалистических амбиций своим экономическим возможностям. В условиях всеобщей враждебности к царской власти единственной властью, которая реально может хоть как-то объединить недовольных людей, может предложить долгожданные в народе меры, Герберт Уэллс считает большевиков, которые передали землю крестьянам, составляющим большую часть населения страны, и прекратили войну, до предела истощившую страну. Ни одна другая сила не имеет конструктивных предложений, которые могли бы устроить большинство населения. Для наведения порядка в стране, погрязшей в голоде, разрухе и грабежах, не было никаких иных действенных средств, кроме пресловутого "красного террора", при котором мародёры и спекулянты расстреливались на месте. Только большевики могли хоть как-то объединить народ, а кроме террора не было иных средств для наведения хоть какого-то порядка.

Герберт Уэллс считает большевиков неопытной, однако искренней властью. Среди них попадаются и радикально настроенные дураки, и весьма умные и образованные люди. Маркса и его теорию Герберт Уэллс считает излишне напыщенными и претенциозными. Большинство людей в марксизме привлекает не Маркс и его учение, а личный жизненный опыт тяжёлой изнурительной работы при капиталистической системе. Большинство из сторонников марксизма не прочитало "Капитал" целиком, но точно знают, что капиталистическая система устроена не справедливо, способствует эксплуатации, а не гармоничному развитию людей, а потому нуждается в замене. Поскольку в трудах Маркса нет указаний, какой должна быть коммунистическая система, большевикам приходится импровизировать и экспериментировать.

В общем - в книжке сказаны довольно-таки банальные вещи, из-за чего она мне, видимо, и не запомнилась. Возможно западные читатели в этой книжке и прочитали нечто неожиданное, разорвавшее шаблоны, но для отечественного читателя в этой книге нет чего-то необычного, за исключением разве что того, что её написал иностранный автор.

В заключение приведу несколько характерных цитат из книги.
Я буду говорить о Марксе без лицемерного почтения. Я всегда считал его скучнейшей личностью. Его обширный незаконченный труд "Капитал", это нагромождение утомительных фолиантов, в которых он, трактуя о таких нереальных понятиях, как "буржуазия" и "пролетариат", постоянно уходит от основной темы и пускается в нудные побочные рассуждения, кажется мне апофеозом претенциозного педантизма.
Около двух третей лица Маркса покрывает борода, широкая, тожественная, густая, скучная борода, которая, вероятно, причиняла своему хозяину много неудобств в повседневной жизни. Такая борода не вырастает сама собой; её холят, лелеют и патриархально возносят над миром. Своим бессмысленным изобилием она чрезвычайно похожа на "Капитал"; и то человеческое, что остаётся от лица, смотрит поверх неё совиным взглядом, словно желая знать, какое впечатление эта растительность производит на мир.
Но Маркс для марксистов - лишь знамя и символ веры, и мы сейчас имеем дело не с Марксом, а с марксистами. Мало кто из них прочитал весь "Капитал"... Марксисты появились, даже если бы Маркса не было вовсе. В 14 лет, задолго до того как я услыхал о Марксе, я был законченным марксистом. Мне пришлось внезапно бросить учиться и начать жизнь, полную утомительной и нудной работы в ненавистном магазине. За эти долгие часы я так уставал, что не мог и мечтать о самообразовании.
Не коммунизм вверг эту огромную, трещавшую по швам, обанкротившуюся империю в изнурительную шестилетнюю войну. Это дело рук европейского империализма.
Россия попала в нынешнее бедственное положение из-за мировой войны, а также из-за моральной и умственной неполноценности её правящих и состоятельных кругов.
Большевистское правительство неопытно и неумело до крайности; у него бывают периоды насилия и жестокости; но по существу своему оно честно.
Это было и есть единственно возможное в России, идейно сплочённое правительство. Сомнительные авантюристы, терзающие Россию при поддержке западных держав - Деникин, Колчак, Врангель и прочие, - не руководствуются никакими принципиальными соображениями и не могут предложить какой-либо прочной, заслуживающей доверия основы для сплочения народа. По существу - это просто бандиты. Коммунисты же, что бы о них ни говорили, - это люди идеи, и можно не сомневаться, что они будут за свои идеи бороться. Сегодня коммунисты морально стоят выше всех своих противников. Они сразу же обеспечили себе пассивную поддержку крестьянских масс, позволив им отобрать землю у помещиков и заключив мир с Германией. Ценой многочисленных расстрелов они восстановили порядок в больших городах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий