воскресенье, 18 декабря 2016 г.

Ли Ченчжи. Развитие китайских космических технологий



Книга написана китайцем и переведена на русский язык, поэтому информацию из этой книги с определённой долей уверенности можно назвать полученной "из первых рук". Книга состоит из нескольких глав, каждая из которых посвящёна определённой стороне китайской космической программы.

В первой главе излагается организационная часть космической программы - съезды партии, постановления, формирование академий и предприятий космической отрасли, их реформирование. Читать эту главу было не особо интересно, т.к. собственно о космической технике в ней не рассказывается. Самое полезное во всей главе - небольшая табличка со списком заводов, создававшихся для космической отрасли.

Вторая глава посвящена баллистическим ракетам. Рассматривается история создания баллистических ракет от "Дунфэн-1" до "Дунфэн-5", на основе которых создавались ракеты-носители для запуска космических аппаратов. Также в этой главе есть небольшой довесок - рассказывается о создании твердотопливной баллистической ракете "Цзюйлан-1" для подводных лодок. Первая ракета "Дунфэн-1" была точной копией советской ракеты Р-2, которая в свою очередь была копией "Фау-2" со значительно улучшенными характеристиками.

В третьей главе описывается история создания ракет-носителей от "Чанчжэн-1" до "Чанчжэн-4", а также ракеты-носителя "Фэнбао-1". Попутно упоминаются и полезные нагрузки, запускавшихся этими ракетами - спутники и космические корабли.

В четвёртой главе рассказывается о спутниках. Спутников с самыми разными названиями, разной конструкции и назначения в Китае запускалось множество. В книге не описывается каждый спутник, а рассматриваются основные поколения и виды спутников. Более-менее подробно описаны спутники "Дунфанхун", "Шицзянь", "Фэнъюань". Насколько я понял, в Китае нет какой-то особой системы нумерации спутников. Спутники из одного и того же ряда могут отличаться по конструкции, а номер спутника скорее соответствует поколению спутников или отдельному этапу в программе, т.к. иногда запускается несколько спутников с одним и тем же порядковым номером, но с разными буквенными суффиксами. Пожалуй, самыми часто запускавшимися спутниками были спутники дистанционного зондирования Земли с возвращаемой капсулой. Капсула имела форму сферы, внутри неё поддерживалось постоянное давление и температура. Насколько я понял, спутники этой серии напоминали по компоновке наши космические корабли "Восток" и "Восход" (естественно - без системы жизнеобеспечения). При помощи капсул на Землю возвращались плёнки с отснятыми в космосе снимками. Технически Китай был готов создать на базе этих спутников пилотируемый космический корабль где-то к середине 1970-х годов. Но в книге неоднократно и вскользь упоминается какой-то трудный период в политической жизни Китая, из-за которого примерно с 1975 по 1985 годы тормозилось развитие многих программ. В этой главе вскользь упоминаются спутники навигационной системы "Бэйдоу", которые, в отличие от систем GPS и ГЛОНАСС, являются геостационарными спутниками, а их сервис не покрывает всю поверхность Земли. В Китае к космической отрасли подходят строго практично и, видимо, поэтому система "Бэйдоу" была спроектирована так, чтобы предоставлять сервис прежде всего на территории Китая. Новейшие китайские спутники имеют очень насыщенную начинку и выполняют одновременно множество задач - от фотографирования земной поверхности, сбора данных о космическом излучении, радиационных поясах до покрытия территории Китая телевещанием и услугами телефонной связи.

Пятая глава рассказывает об истории пилотируемой космонавтики. Когда в 1990-х годах в Китае решили-таки заняться пилотируемой космонавтикой, шли жаркие споры о том, что же следует делать - одноразовые корабли вроде "Союзов" и "Аполлонов" или многоразовую платформу вроде "Шаттлов". В результате решили делать одноразовые корабли, чтобы накопить опыт и в дальнейшем решить, стоит ли делать многоразовую систему. Пилотируемые корабли "Шэньчжоу" по компоновке и характеристикам в целом очень напоминают "Союзы". На них также можно отправить в космос до трёх человек. Однако, есть очень важное отличие. На орбитальном отсеке, который соответствует бытовому отсеку "Союзов", имеются солнечные батареи. Эти батареи позволяют после завершения пилотируемой миссии ещё в течение полугода продолжать использовать орбитальный отсек в качестве спутника и проводить на нём дополнительные эксперименты. Орбитальный отсек по сравнению с бытовым отсеком "Союзов" имеет увеличенный размер. Сначала в беспилотном режиме было последовательно испытано 4 корабля. Первый не содержал систем жизнеобеспечения, а цель его запуска заключалась в тестировании систем ориентации, разделения отсеков, раскрытия парашютов. На последующих кораблях испытывались системы жизнеобеспечения вплоть до того, что на месте космонавта отправляли макет космонавта, имитирующий метаболизм. Первый китайский космонавт Ян Ливэй был отправлен в космос 15 октября 2003 года на корабле "Шэньчжоу-5", 16 октября он вернулся на Землю. На "Шэньчжоу-6" было отправлено два космонавта на 5 дней. В ходе этой миссии тестировалась система поддержания микроклимата и туалет. На "Шэньчжоу-7" было уже три космонавта, а к орбитальному отсеку была добавлена шлюзовая камера, через которую в космос вышли сразу два космонавта.

В последней, шестой главе обсуждаются дальнейшие космические планы Китая. В эти планы входит орбитальная станция, станции для исследования Луны, в том числе миссия с доставкой на Землю лунного грунта, создание ракеты-носителя для коммерческих запусков и создание ракеты-носителя на экологически чистых компонентах топлива и окислителя для запуска пилотируемых кораблей (сейчас используется так называемый "гептил" - пара АТ-НДМГ).

Показалось странным, что в книге большинство ссылок на литературу, которая была издана не раньше 1990 года. Также в библиографии указано ровно 100 книг, что не кажется мне случайностью. Сама книга написана сухим языком, излагаются в основном факты, не всегда интересные для рядового читателя. Книга скорее представляет собой научный труд, чем научно-популярную литературу.

По прочтении книги в целом сложилось впечатление, что в Китае никогда и никуда не торопятся, зато умеют хорошо планировать свою деятельность лет на 20 вперёд. Причём, планирование нескольких проектов может так взаимоувязываться между собой, что промежуточные результаты одного проекта может быть запланировано использовать в другом проекте. Так, например, планы создания спутника могут реализовываться параллельно с созданием баллистической ракеты, которая ещё не сможет доставить этот спутник в космос. Просто на определённом этапе, когда спутник окажется готов к запуску, окажется реализованным и проект по созданию многоступенчатой ракеты-носителя. Также, в Китае очень разумно относятся к процессу разработки - перед запуском первого лётного образца делается множество стендовых испытаний отдельных деталей, узлов и подсистем. При таком подходе, как правило первый же запуск оказывается успешным (исключения есть, но они единичные). Если сравнивать с подходом, который проводился в СССР, то можно заключить, что лунная программа была провалена не в последнюю очередь из-за излишней самонадеянности - испытания отдельных деталей и узлов не проводились, на стартовый стол сразу ставилась готовая ракета. При этом, однако, насколько я понял, у Китая сейчас не налажено массовое или серийное производство чего бы то ни было. Ракеты-носители, спутники, пилотируемые корабли часто модифицируются, так что ни один следующий не повторяет в точности предыдущий. Возможно, что поэтому Китай пока не присутствует на мировом рынке пусковых услуг. При таком подходе нельзя гарантировать высокую надёжность и низкую стоимость запуска одновременно. Сейчас Китай обладает полным набором средств выведения и нагрузок для них. Нисколько не сомневаюсь, что через некоторое, пусть и довольно долгое время Китай неизбежно сможет осуществить высадку людей на Луне. Может быть это будет через 20 лет, может быть через 40, но если они поставят себе такую цель, то она точно будет достигнута.

Комментариев нет:

Отправить комментарий