воскресенье, 30 августа 2015 г.
Тим Ву. Главный рубильник
Не помню, как я наткнулся на эту книгу на сайте labirint.ru. Ко книгам издательства "Манн, Иванов и Фербер" я отношусь довольно скептически. Я привык к книгам, которые посвящены какой-то одной теме и излагают её подробно и систематически, так что после прочтения одной книги острой необходимости в дополнительных, как правило, не возникает. Да, можно почитать что-то ещё по той же теме, но каждая следующая книга добавляет к предыдущей всё меньше и меньше, так что со временем читать дополнительные книги становится всё менее выгодно - времени и денег тратится как и на чтение предыдущих книг, а толку всё меньше. В то же время есть люди, одержимые тренигами и "успешностью", которые пачками поглощают литературу о "саморазвитии", мотивации и бизнесе. Издательство "Манн, Иванов и Фербер" ориентируется на таких людей. Как человеку технического склада ума, мне все эти книги кажутся бессистемными кусочками чьего-то опыта, не претендующими на построение какой-то стройной системы. Можно прочитать сотню таких книг, но так и не выстроить никакой системы, а ценность каждой последующей примерно равна большинству предыдущих. Ну то есть такие книги с самого начала обладают сомнительной ценностью. На один и тот же вопрос разные книги этой категории могут отвечать по-разному, так что чем больше прочитаешь, тем меньше становится ценность каждого ответа.
Однако, эта книга меня всё-таки заинтересовала. Я почитал аннотацию, содержание, а затем начал читать рецензии. Первая же рецензия начиналась словами "Это настоящая бомба. Никогда еще не читал нехудожественную литературу с таким интересом." Рецензия Андрея Орехова дала мне понять, что книга действительно стоящая и её нужно брать.
Отдельная история заключается в том, что получить книгу мне удалось только после третьего заказа. Первый раз её молча удалили из заказа, пояснив что книга не вошла в заказ из-за брака. "Бывает" - подумал я и решил, что книгу эту я не получу. Через некоторое время я увидел, что книгу по-прежнему можно заказать. Я заказал ещё раз. И опять у меня из заказа эту книгу удалили по той же причине. Я написал жалобу с просьбой не предлагать покупать книги, если уже известно что все имеющиеся экземпляры - бракованные. Через некоторое время пришёл ответ. Меня уверили в том, что у меня нет возможности заказать книгу. Я проверил - книга по-прежнему издевательски предлагалась к продаже. Не надеясь уже заполучить книгу, я заказал её в третий раз с одним лишь намерением поругаться с администрацией, сославшись на их уверения, что эту книгу заказать возможности нет. Сразу после моего заказа книга действительно исчезла из продажи. Но в этот раз заказ был отправлен вместе с этой книгой.
Андрей Орехов не соврал ни в одном слове. Книга оказалась действительно очень интересной. Я не могу припомнить даже художественной литературы, которую бы читал с таким интересом, а ведь эта книга - публицистическая.
О чём она? Автор интересуется историей монополий в области информационных технологий: телефонной монополии, монополиями в области кино, монополией в области радио, телевидения и, наконец, Интернета. По его представлениям, каждая из информационных монополий проходит общую последовательность развития от изобретателей-одиночек, корпящих над новой технологией, способной потеснить нынешних монополистов, и вплоть до того момента, когда эта технология превращается в новую монополию, которая будет вытеснена следующей технологией. Эти этапы развития информационных технологий Тим Ву называет Циклом. Да, именно так, с заглавной буквы. Каждая информационная технология в течение Цикла переживает этапы восхода, экспансии, монополизации и заката. Свою теорию Цикла Тим Ву иллюстрирует историей развития уже перечисленных выше монополий. Надо заметить, иллюстрации эти весьма красочные и документально точные - книга изобилует ссылками на различные источники, из которых взяты не только описания различных событий, но зачастую даже точные цитаты. Поистине титанический труд, который расставляет всё по своим местам. Да, естественно речь идёт об истории США.
Дальше я приведу вольный пересказ описанных в книге историй. Пересказ, правда, совершенно не претендует на полноту передачи идей книги. Это тот случай, когда впечатление о песнях Битлз нельзя составить по перепеву Рабиновича.
Телефония - AT&T
Вопреки привычным представлениям, первым телефон изобрёл не Александр Белл. Его заслуга кроме повторения изобретения заключалась в создании коммерческой компании. Монополистом в области связи на тот момент была телеграфная компания Western Union, мелькавшая как-то на российских телеканалах в рекламе почтовых денежных переводов. Первоначально Белл пытался предложить своё изобретение Western Union, он там его изобретение посчитали бесполезным. Заручившись поддержкой инвестора Гардинера Хаббарда, Белл основал телефонную компанию, которая вступила в тяжёлую схватку с монополистом. Победа досталась почти случайно. Western Union имел достаточно денег, чтобы нанять опытных юристов и судиться с Беллом до истощения его кошелька. Однако, Wetern Union испытала атаку с другой стороны. Некий финансист Джей Гулд начал скупать акции Western Union и компания была вынуждена отвлечься от судебной тяжбы.
Потеснив телеграф, телефон надолго занял его место. Может показаться странным, но когда-то абоненты AT&T не покупали телефонные аппараты - они принадлежали телефонной компании и давались абоненту в пользование. Телефон не имел никаких разъёмов и подключался к телефонной сети неразъёмным проводом. Более того - абонентам запрещалось использовать приспособления, каким либо образом взаимодействующие с телефонным аппаратом или телефонной линией.
Телефон - не особо сложная штука и ещё до того, как AT&T смогла захватить весь рынок, на нём появлялись отдельные энтузиасты. В основном это были фермеры, которые прокладывали общий телефонный провод между несколькими соседними фермами. Поскольку все абоненты могли слушать разговоры на этой линии, получалась причудливая смесь телефона и радио. Часто по этим телефонным линиям оглашались местные новости и новости из газет. Со временем появилось несколько независимых телефонных компаний, которые конкурировали с AT&T. Главной слабостью этих независимых телефонных компаний было отсутствие междугородних линий, которыми владела AT&T. Используя это своё преимущество, а также связи во властных структурах, AT&T вытеснила всех конкурентов. Остаётся только гадать, во что превратился бы телефон, если бы его развитием занимались независимые компании. Возможно на базе телефонных линий был бы организован интерактивный аналог современных радиопередач, а телефонные конференции не были бы чем-то непривычным.
Первым вызов монополии на использование сторонних устройств бросил некто Генри Таттл, который был главой компании Hush-A-Phone Corporation, производившей специальные чашечки-накладки, позволяющие разговаривать по телефону не боясь быть услышанным рядом находящимися людьми. Чашечка приглушала звук, так что снаружи ничего не было слышно, но тем не менее к микрофону телефонной трубки голос доходил практически неискажённым. Тяжба длилась очень долго. Первый суд встал на сторону AT&T и только после апелляции было разрешено выпускать эти накладки для совместного использования с телефонами. Но к этому моменту дизайн телефонных трубок поменялся и накладки нужно было спроектировать заново. К сожалению, продажи наладить так и не удалось, а вскоре Генри Таттл умер. (Кстати, в его честь назван герой Роберта Де Ниро из фильма "Бразилия" - Арчибальд "Гарри" Таттл. Мне, как большому поклоннику этой антиутопии, было интересно узнать что у героя этого фильма был отдалённый прототип, сражавшийся с бюрократией во имя удобства абонентов, как и герой фильма).
Знаете ли вы, что автоответчик был изобретён в Bell Labs ещё в 1934 году? Руководство AT&T, однако, испугалось оттока клиентов, которым может не понравиться, что их собеседник может записать телефонный разговор на магнитную плёнку. Изобретение было убрано на дальнюю полку и забыто аж до 1990-х годов, когда один из исследователей истории Bell Labs случайно не наткнулся на лабораторный журнал Кларенса Хикмана. Похожую судьбу ждали изобретения оптоволокна, мобильных телефонов, цифровых абонентских линий (DSL), факсов, телефонов с громкой связью. Каждое из этих изобретений руководство считало угрозой для их монополии. Забавно, что независимо изобретённые автоответчики в США завезли из Европы.
Спустя значительное время неповоротливость и косность этой монополии стала очевидной. В 1984 году AT&T поделили на несколько частей: магистральные линии связи остались за AT&T, предоставление услуг связи было поделено между семью региональными компаниями, в отдельную компанию был выделен производитель оборудования. Кроме того, компании было предписано внедрить между телефонным аппаратом и абонентской линией известный нам разъём RJ-11. Абоненты получили право использовать телефонные аппараты разных производителей и подключать к своей абонентской линии любые устройства.
Впрочем, монополия была разрушена не надолго. Уже к 2005 году AT&T возродилась практически в прежнем составе. Независимыми остались только две дочки Bell, объединившиеся под именем Verizon и компания Qwest, которая купила одну дочку Bell.
Радио и телевидение - RCA и Сарнов
Монополия AT&T была основой для другой монополии, монополии RCA в области радио, главой которой с 1919 года был Дэвид Сарнов, родители которого иммигрировали из Белоруссии в США в 1900 году. Изначально в США существовали любительские радиостанции. Любители не только общались по радиосвязи между собой, но и изобрели радиостанции в нынешнем понимании - станции вещания, транслирующие передачи для множества слушателей. Радиовещание показалось привлекательным уже знакомой нам компании AT&T. Обладая магистральными линиями связи она могла транслировать одинаковые передачи по всей стране, создав таким образом первую национальную радиостанцию - NBS. В эфире NBS впервые появилась знакомая нам реклама - короткие вставки, привлекающие внимание к продукции или услугам рекламодателей. Первое время реклама была ненавязчивой - упоминать название рекламируемого продукта казалось дурным тоном. Но даже на такой рекламе можно было неплохо зарабатывать. Компания RCA включилась в борьбу за эфир с NBS, желая быть единственным монополистом. Сарнову удалось зарегулировать доступ к радиочастотам, так что любительские радиостанции стали исчезать стремительными темпами, а также договориться с AT&T. Согласно договору, RCA отказывалась от строительства собственных междугородних магистралей, а AT&T предоставляла в обмен на это эксклюзивный доступ к своим линиям связи.
Монополия Сарнова, как и AT&T, тоже защищалась от подрывных инноваций, которые могли бы пошатнуть монопольное положение компании. В 1934 году, в тот же год, когда был изобретён автоответчик, Эдвин Армстронг, близкий друг Сарнова, испытал FM-радио. Первоначально Армстронг работал по заказу Сарнова над способом улучшить качество звука в радиотрансляции. Его изобретение позволяло при меньшей мощности передатчика охватывать большую площадь вещания и транслировать звук с недоступным до этого качеством. Однако изобретение не улучшало качество звука у имеющейся технологии, а представляло собой другую технологию. Сарнов увидел в этом изобретении угрозу для своей монополии и выступил против этого изобретения. Ему удалось убедить комитет по качеству радиовещания в том, что новая технология недостаточно проработана и не сможет обеспечить потребителям услуги подобающего качества. Новая технология была запрещена к использованию, в ответ на что Армстронг подал в суд. Это была уже известная борьба на истощение ресурсов. Корпорация RCA не рассчитывала выиграть суд против Армстронга, она расчитывала лишь выиграть время. К 1954 году Армстронг исчерпал на суды все свои средства и покончил жизнь самоубийством, так и не дождавшись распространения своего детища.
В моём сознании чётко утвердился тот факт, что изобретателем телевидения был Владимир Зворыкин - эмигрант из России. Как оказалось, телевидение было изобретено задолго до Зворыкина, а все свои силы для сокрытия этого факта приложил уже знакомый нам Сарнов. Первые механические телевизионные системы были независимо друг от друга изобретены британцем Джоном Логи Бэрдом и американцем Чарльзом Фрэнсисом Дженкинсом в 1926 году. Кстати, Фрэнсис Дэенкинс в 1895 году, независимо от француза Луи Люмьера, изобрёл кинокамеру и кинопроектор. А в 1928 году 22-летний житель Сан-Франциско по имени Фило Фарнсуорт представил свою систему полностью электронного телевидения. (Тут я вспомнил профессора Фарнсуорта из "Футурамы". Как оказалось, герой "Футурамы" назван именно в честь этого изобретателя телевидения). Но Сарнов не хотел так просто сдаваться конкурентам и прибег к уже знакомому нам приёму - убедил комиссию по качеству радиовещания в том, что телевидение - ещё сырая технология. Был издан закон, который разрешал телевещание лишь в исследовательских целях. По радио была развёрнута целая компания против телевидения, в ходе которой радиослушателям вбивалась в головы мысль о том, что телевидение - любительское изделие, не способное обеспечить приемлемое качество вещания и приёма. В 1934 году Фарнсуорт выиграл суд с RCA и защитил свой патент, однако не найдя в США инвесторов для электронного телевидения, Фарнсуорт решил объединиться с британцем Бэрдом. В лаборатории Бэрда был создан прототип будущего телевидения, объединившего технологии обоих изобретателей. Но по туманному стечению обстоятельств, в здании, где находилась лаборатория Бэрда, в том же 1936 году случился пожар, в котором сгорели все наработки. В 1939 году Сарнов представил детище Зворыкина - заново изобретённое телевидение, основанное на идеях в первую очередь Фарнсуорта. Несмотря на действовавшую некоммерческую телесеть Дженкинса, на телевидение работавшее с середины 1930-х годов в Британии и демонстрации образцов телевидения Бэрдом и Фарнсуортом, Сарнов решил присвоить титул изобретателя телевидения своей компании. В том же 1939 году Фарнсуорту всё же удалось получить с RCA миллион долларов за использование своего патента. Кстати, в телевидении Сарнова для передачи звука использовалась технология FM-радио.
К концу 1960-х годов на арене появилось кабельное телевидение. До этого долгие годы кабельное телевидение было уделом радиолюбителей, которые занимались организацией антенн коллективного пользования. Дело в том, что в холмистой местности и в городах с густой застройкой, телевизионный сигнал был или очень слабым или не принимался вовсе. Радиолюбители монтировали антенну на холме или на высоком здании, где был уверенный приём радиосигнала, и проводили кабель желающим принимать телепрограммы. Подобные стихийно организованные компании могли организовывать вещание по кабелю собственных телеканалов.
В 1970 году некто по имени Тед Тёрнер приобрёл маленький телевизионный канал, задавшись целью построить свою сеть телевещания. В 1976 году ему удалось это сделать, несмотря на то, что всеми междугородними магистралями связи владела AT&T, состоящая в сговоре с RCA и не допускающая к своим магистралям никаких конкурентов. Тёрнер воспользовался коммерческими спутниками. Первые кабельные сети зарабатывали на ретрансляции каналов телевидения и на собственных каналах, по которым за отдельную платную подписку можно было следить за спортивными трансляциями. Канал Тёрнера мог предложить зрителям кабельных сетей старое кино 30-40-х годов, прошлые сезоны мультфильмов и сериалов. Поначалу Тёрнеру было очень трудно найти рекламодателей для своего канала, но со временем дело пошло. Начиная с 1980-х годов бизнес-модели Тёрнера последовала масса других бизнесменов, которые стали организовывать собственные тематические каналы - музыкальные (MTV), каналы кино (Showtime), научно-популярные (Discovery Channel), спортивные, новостные. Сам Тёрнер тоже участвовал в этом процессе и организовал известный новостной канал CNN.
Киностудии и кинопрокат - Цукор
Забавно, но история киноиндустрии США связана с именем ещё одного иммигранта, на сей раз уже из Венгрии - Адольфа Цукора. В 1912 году всю американскую киноиндустрию контролировала компания, обладавшая патентами на изобретения в области кино - Edison Motion Picture Patents Company в числе 10 других компаний, входивших в Кинотрест (Film Trust). Политика Треста заключалась в том, что они давали лицензию на использование своих патентов только для съёмок и проката короткометражных фильмов длительностью 10-20 минут без известных актёров. Адольф Цукор, обладатель небольшого кинотеатра, хотел получить право проката полнометражных европейских фильмов с известными актёрами, что не вписывалось в политику Кинотреста. Против политики Треста выступили Карл Леммле (будущая Universal Studios), к которому присоединились братья Уорнеры - Джек, Сэм и Гарри (компания Warner Bros), Вильгельм Фукс (в будущем - Уильям Фокс, Fox Features, Twentieth-Century Fox), Уильям Ходкинсон (Paramount Pictures), ну и сам Адольф Цукор (в будущем - студия Famous Players). Они стали снимать независимое кино в Голивуде, отказываясь платить лицензионные отчисления Тресту. Так или иначе, им удалось отстоять своё право на независимость.
К 1916 году Адольф Цукор скупил дистрибьютеров, входящих в состав компании Paramount и отстранил Ходкинсона от управления. Целью Цукора было получение власти над кинотеатрами - он хотел лишить кинотеатры возможности выбора, предоставляя им возможность приобрести единый пакет фильмов. Таким образом Цукор стремился снизить убытки от неудачных фильмов и заполучить постоянный финансовый поток, вне зависимости от качества фильмов. Против его политики объединились владельцы кинотеатров, образовав группу First National Film Exhibition Circuit. Цукор затаился до 1919 года, когда он смог привлечь 10 миллионов долларов, выпустив дополнительные акции. В 1920 году он начал скупать кинотеатры и строить новые. Кинотеатр мог либо согласиться брать фильмы блоками, либо ему грозила одна из двух опасностей - быть купленным или быть разорённым. Для разорения кинотеатров применялась простая тактика - поблизости от имеющегося кинотеатра строился второй, который принадлежал Цукору и мог показывать его фильмы, а имеющемуся доступ к фильмам перекрывался полностью.
К 1934 году киномонополия была настолько могущественной, что стала привлекательной целью для манипулирования. Этим воспользовался священник-иезуит и профессор дарматургии по имени Дэниэл Лорд, который встал на защиту христианских ценностей в кино. Он призывал кинозрителей бойкотировать фильмы, не соответствующие нормам христианской морали. В результате в 1934 году киностудии Цукора добровольно согласились на цензуру со стороны Лорда.
В 1938 году против Голливуда началось расследование. В 1948 году Министерство юстиции обязало голливудские киностудии продать кинотеатры в течение нескольких лет. В результате киноиндустрия оказалась в упадке, но цензура Дэниэла Лорда больше не имела рычагов воздействия на киностудии, потому что фильмы выбирались кинотеатрами самостоятельно. С 1970 года начинается новый этап в истории голливудского кино, давший зелёный свет экспериментальным фильмам, многие из которых выходили далеко за границы кодекса Лорда. В ту пору стало выходить много авторского кино, или, как его принято называть, артхауса. Режиссёрское видение встало во главу угла, а запрещённые темы в кино исчезли. В качестве известного примера экстремального экспериментаторства можно назвать порнографический фильм "Глубокая глотка", демонстрировавшийся в 1972 году на экранах кинотеатров США. Другой, менее провокационный пример - фильм "Крёстный отец", вышедший на экраны в том же году.
Но всё изменилось примерно с 1980 года, когда режиссёрский фильм "Врата рая" Майкла Чимино, не оправдал надежд. Из-за провала в прокате, студия United Artists полностью разорилась. Начиная с этого времени киностудии стали весьма щепетильно подходить к выбору сюжетов фильмов. Многие студии заручились поддержкой богатых инвесторов или перешли в собственность конгломератов - бизнесменов, владеющих компаниями, работающих в разных отраслях. Когломераты могли уберечь киностудии от разорения за счёт независимых постоянных источников дохода - сети супермаркетов, производства бытовой химии и т.п.
Однако подлинный перелом в киноиндустрии произошёл с введением модели заработка на интеллектуальной собственности. Современные нам фильмы зарабатывают основную массу денег не за счёт сборов от показа в кинотеатрах, а за счёт выдачи права использования интеллектуальной собственности. В основном это персонажи фильмов. Человек-паук, Супермен, миньоны, черепашки-ниндзя, великолепная четвёрка, Халк, Робокоп, Кинг-конг, Трансформеры, Аватар - всё это и есть та самая интеллектуальная собственность. На ней зарабатывают выпуском футболок, чашек, компьютерных игр, детских игрушек, использованием этих персонажей в рекламе и т.д. В общем, теперь я знаю, почему мне противно смотреть большинство современных фильмов, идущих в кинотеатрах. Актёры, сюжет, качество освещения и операторской работы отходят на второй план. В современном кино важно придумать персонажей, которые будут хорошо продаваться.
Интернет
Сеть AT&T была построена по централизованному принципу. Центральный коммутатор соединял абонентов между собой. Сами коммутаторы тоже связывались между собой только напрямую. В 1960-х годах Пол Бэран, исследователь из института Research And Development Corporation - стратегического центра, созданного под эгидой ВВС США, высказал предположение, что имеющая сеть коммуникаций уязвима для советской атаки. Для увеличения надёжности сети Бэран предложил распределённую систему, в которой абоненты могут связываться друг с другом не через центральный коммутатор, а через маршрутизаторы. При повреждении линии связи, соединяющей два маршрутизатора, связь могла осуществляться через цепочку других маршрутизаторов. Кроме того, маршрутизаторы не организовывали постоянный канал связи между конечными абонентами, как это делают коммутаторы, а занимались только передачей пакетов - небольших порций информации. Подобная концепция противоречила идеологии AT&T. Там не только не поняли идею Бэрана, но даже организовали лекции по устройству телефонной сети AT&T, считая что подобные идеи появляются из-за недостаточной осведомлённости.
В 1973 году Винт Сёрф и Роберт Кан представили протокол IP - Internet Protocol. Этот протокол повлиял на базовые принципы организации сети Интернет не меньше, чем идея Пола Бэрана. IP был протоколом, позволяющим организовать единую сеть поверх существующих сетей, которые использовали различные не совместимые между собой протоколы. Будущий Интернет мог работать как поверх сети ARPA, так и поверх телефонной сети. Годом позже этот же авторский тандем представил протокол TCP. В 1982 году TCP был внедрён волевым решением Винта Сёрфа.
В 1991 году Тим Бернерс-Ли, сотрудник CERN, изобретает HTTP и со временем Интернет приобретает вид, привычный современным пользователям.
Благодаря HTTP Интернет приобретает популярность, а благодаря распределённой структуре и протоколу IP Интернет приобретает свойства, не характерные для прошлых сетей. 10 января 2000 года AOL и Time Warner объявляют о слиянии. AOL развивалась как информационно-коммуникационный сервис, которым можно было воспользоваться, подключившись через модем. Одним из известных сервисов AOL была система обмена мгновенными сообщениями ICQ. До выхода компании в Интернет переписываться по ICQ могли только абоненты AOL. В начале 90-х этого было достаточно, но к 2000 году компания стала предоставлять своим абонентам доступ в Интернет и уже начала чувствовать конкуренцию со стороны широкополосных провайдеров, которые могли предоставить своим абонентам более высокую скорость обмена информацией с сетью. AOL остро нуждалась в широкополосной кабельной сети. Time Warner обладала сетью кабельного телевидения и желала вступить в перспективную отрасль Интернет-бизнеса.
Казалось бы, AOL получает доступ к абонентам Time Warner для предоставления своих услуг, а Time Warner получает дополнительных абонентов для заработка на своей медиапродукции. 10 марта 2000 года, спустя ровно два месяца, разразился известный "кризис доткомов". На деле AOL не могла воспользоваться сетью кабельного телевидения для предоставления доступа в интернет без вложений на модернизацию сети для предоставления услуг телефонии, кабельного телевидения и доступа к Интернету по одному проводу. А Time Warner не могла заставить абонентов сети интернет пользоваться именно её услугами. Time Warner могла создать сайт, но он был бы доступен всем абонентам сети, но с чужих абонентов денег не возьмёшь, а своих запретить потреблять чужую медиа-продукцию не заставишь.
В настоящее время попытки монополизировать Интернет не прекращаются. Благодаря принципам организации сети Интернет, монополизировать его не так то просто. В настоящее время всё больше абонентов получают доступ к Интернету благодаря мобильным устройствам. Продукция Apple традиционно позиционируется как идеально отлаженное решение для конечного пользователя. Компания Apple исповедует тот же подход, которого придерживалась AT&T - услугу должного качества можно предоставить только контролируя единолично все её аспекты и запретив конечному пользователю вмешиваться в её работу. В частности, iPhone, по словам Apple, из этих соображений работает только с определёнными интернет-провайдерами - с целью предоставить пользователю наиболее качественный сервис.
В книге Google позиционируется как компания, придерживающаяся либерального подхода. Бизнес Google очень зависим от свободы пользователя, т.к. основывается на равной доступности всех интернет-узлов для конечного пользователя. Если каждый из интернет-провайдеров будет тем или иным способом влиять на своих пользователей в пользу конкурентов, Google ничего не сможет этому противопоставить. На примере Unix и IBM PC делается вывод, что открытые системы в конечном счёте побеждают, даже проигрывая в качестве коммерческим системам. (Для меня была сюрпризом мысль, что было две Apple - Apple Возняка и Apple Джобса. Первый был сторонником открытых систем, а второй - закрытых, что наиболее ярко видно на примере компьютеров Apple II и Macintosh. Macintosh в конечном счёте проиграл IBM PC именно по этим причинам). Автор считает, что Android от Google со временем одержит победу над мобильными устройствами на основе iOS от Apple. Через эту же призму можно рассматривать участие Google в инициативах по запуску спутников WiFi и распространению мобильной платформы Android. Я лично считаю, что Google далеко не такой белый и пушистый, каким пытается его представить автор. По-моему Google в последнее время копирует подходы конкурентов, а подходы эти становятся всё более агрессивными. Что iOS, что Android, что свежайший Windows 10 от Microsoft, по-моему переходят все рамки приличия в слежке за пользователем.
Я предполагаю, что монополия в Интернете вырастет не через владение кабелями, а через выпуск абонентских устройств и владение наиболее востребованными сервисами вроде социальных сетей. Крупные Интернет-бизнесы уязвимы перед требованиями местных властей, поэтому будут вынуждены выполнять их требования. Эта часть истории ещё развивается на наших глазах и пока её итоги не ясны, но скоро, видимо, всё буйство Интернет-сайтов схлопнется до страничек в социальных сетях или других крупных сервисов. Проблема будет заключаться не в полном отсутствии возможности войти на интернет рынок, а во всё более увеличивающейся сумме начального капитала, необходимого для входа на рынок. Монополия в сфере радио возникла когда-то именно так - свою радиостанцию вдруг стало создать очень дорого.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий